Процедура дистанционного электронного голосования была утверждена постановлением ЦИК России от 4 июня 2020 года № 251/1850-76 . Установленный указанным нормативным правовым актом порядок носил временный характер, что позволяет рассматривать его как экспериментальное регулирование, направленное на выявление положительных и отрицательных последствий внедрения механизма дистанционного электронного голосования на практике.
Актуальность внедрения в России технологий электронного голосования обусловлена целым рядом факторов: обширные территории, наличие труднодоступных регионов, а также наличие граждан, проживающих за рубежом. По оценкам экспертов, дистанционное электронное голосование значительно облегчает процесс голосования для более чем 300 тысяч избирателей, проживающих в труднодоступных регионах, в частности в ряде районов Дальнего Востока и Крайнего Севера.
При этом, что немаловажно, оно существенно оптимизирует затраты бюджетных средств на организацию процесса голосования в труднодоступных местах. Отдельной группой избирателей являются граждане, проживающие в других странах. Они вынуждены нести существенные дорожные расходы, так как объективно невозможно организовать оборудованные пункты голосования во всех странах и во всех населенных пунктах, поэтому им приходится заранее приезжать в специальные центры, созданные в крупных городах или при консульстве.
По данным ЦИК России, за пределами Российской Федерации проживает 1 млн 875 тыс. 408 российских избирателей. Данное обстоятельство обуславливает потребность в развитии механизма дистанционного электронного голосования, отвечающего современным запросам общества, на основе новейших информационно-коммуникационных технологий.
В Российской Федерации активно идет процесс внедрения дистанционного электронного голосования. В техническом аспекте основу электронного голосования в России формирует ГАС «Выборы». Основным назначением данной системы является повышение эффективности избирательного процесса на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. В правовом аспекте процесс проведения электронного голосования в Российской Федерации шел поступательно, на основе экспериментов, проведенных в ряде субъектов.
Первый этап был связан с проведением эксперимента по дистанционному электронному голосованию в соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2019 года № 103-ФЗ. По его результатам было разработано и принято регулирование второго этапа проведения дистанционного электронного голосования в рамках Федерального закона от 23 мая 2020 года № 152-ФЗ5 , в соответствии с которым эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления в городе федерального значения Москве был продлен на 2020–2021 годы.
Нельзя не отметить и применение дистанционного электронного голосования в ходе общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в отдельных субъектах Российской Федерации (в городе федерального значения Москве и в Нижегородской области).
Оценивая положительные моменты проведенных экспериментов по организации электронного голосования в Российской Федерации, нельзя забывать о задачах, стоящих перед системой электронного голосования. Это в первую очередь прозрачность, гласность и защита от взлома. Решение данных задач затрагивает не только правовые аспекты, но и технологические вопросы. В этой связи довольно интересен опыт электронного голосования за рубежом.